А ты «В Контакте»?!

Обзор социальной сети «vkontakte.ru» («В Контакте»), 2006 г., Россия Спойлеры: понятие неприменимо

Социальные сети – это действительно сети, потому что один раз попав в них выбраться крайне сложно, почти также как рыбе выскочить из сети браконьера или человеку бросить пить, когда водка сравнима по цене с молоком. Я, наверное, в этом свете (имеется ввиду, соцсети, а не водка с молоком) являюсь человеком неординарным – я не участвую в социальных проектах. Но нельзя жить в обществе и не видеть, что происходит вокруг тебя – честно, я пробовал, но не втянулся; соскочил – спасибо «Притону».

Идея такого материала родилась и реализовывалась около года назад (поэтому, не обессудьте, если некоторые данные покажутся вам «слишком старыми»), как мой собственный ответ на вопросы «А ты видел вчера ВКонтакте?» и «А почему ты не ВКонтакте?». В своих пламенных речах я постарался сохранить холодный ум, поэтому, целью размышлений является не критика сервиса (тем более, что дискуссия сторонников и противников идёт уже давно и сторонники социальной сети выигрывают – их просто больше), а изложение собственного мнения, личных наблюдений и мироощущений.

[stextbox id="info"]В Контакте – социальная сеть, российский аналог англоязычного сервиса Facebook, по данным Alexa.com первый по посещаемости сайт в Рунете. Сайт был изначально создан для студентов и выпускников российских вузов и помогает им поддерживать связь между собой. В нынешнее время происходит расширение аудитории сайта для всех слоев пользователей Интернет.[/stextbox]

Часть 1. Facehooked

Чуть менее года назад случайно узрел по BBC World анонс передачи (в Англии она демонстрировалась прошлой осенью, а в «мир» попала с небольшой задержкой) про англоязычный аналог «В Контакте» – «Facebook». Не то, чтобы я ожидал, что там скажут что-то сверхновое, но ввиду такого стечения обстоятельств (раз уже затронул для себя тему соцсетей) решил посмотреть – интересно, что думают про социальные сети западные аналитики, журналисты и пользователи. Тем более, что до нас всё доходит дольше/позже – и новшества, и проблемы, связанные с ними – вполне естественно, что цивилизованная часть человечества уже, как минимум, анализировала подобные вопросы.

Хотел отыскать в Интернете телепередачу, чтобы дать всем возможность ознакомиться, но она доступна для просмотра на сайте BBC.co.uk только английским пользователям Интернет (это можно обойти, но, уж извините, играться с проксями не охота). Зато можно прочитать текстовый обзор, в котором изложен основной мессадж. Для тех кто «языком не владеет» и/или владеет ленью кратко передам сказанное.

Журналисты BBC в своём анализе сделали ставку на бизнес-составляющую данного проекта. А точнее, на то, как с помощью «Facebook» различные компании могут делать неплохие деньги. Ведь если вдуматься, то «Facebook» гениальное изобретение… Это гениальный по своей простоте и огромный по своим размерам (аудитория составляет 132 млн. человек на декабрь 2008 года, что в два раза больше чем на начало 2008 года) рынок. Это новый инструмент для маркетинговых отделов корпораций – не особо напрягаясь можно создавать опросы о своей продукции, собирать информацию о таргет-груп, проводить скрытые рекламные компании, узнавать мнения и пожелания пользователей. В качестве примера, приводится компания Cadbury, которая решила возобновить выпуск шоколадок Wispa после положительных отзывов пользователей сети.

Затрагивался вопрос и «упрощённого» отбора групп людей по идентичным интересам. Кстати, частично, такой «обработки» и такого «отбора» со стороны можно избежать, закрыв доступ к своим персональным данным (по умолчанию, доступ к ним открыт для всех пользователей), разрешив просмотр анкет, например, только друзьям. Но и тут есть три «узких места». Во-первых, в лучшем случае, только каждый пятый пользователь выставляет параметры безопасности (не обольщайтесь, «В Контакте» ситуация аналогична); во-вторых, никто не мешает создать несколько фиктивных аккаунтов и «втереться» в доверие (это факт – иногда пользователи недостаточно разборчивы в выборе друзей, особенно те уникумы, у которых по 300-400 френдов). Кроме того, не знаю как во «Facebook», но «В Контакте» все (кроме страницы профиля) закрытые страницы пользователей легко открываются при помощи небольшой манипуляции в браузере. Причём это не взлом, а просто недочёты веб-программистов.

Надо отдать должное, что так остро проблема коммерциализации «В Контакте» ещё не стоит (Или уже возникла? Если кто в курсе – поправьте меня). Но, как говорится, ещё не вечер, тем более что русскоязычная аудитория пользователей Интернет (соответственно, потенциальных пользователей соцсетей) растёт быстро, а по размерам она сопоставима с англоязычной – не даром «В Контакте» прочно удерживает первое место и по количеству и по приросту пользователей в Рунете. Кроме того, существуют заверения создателя о недопустимости внедрения бизнеса «В Контакте». Но, практически уверен, они носят лишь локальный, временный характер – Интернет не богадельня (хотя иногда так кажется) и любой проект создается для получения прибыли. Даже если он задумывался с благими намерениями и не был таковым на начальных этапах своего существования, мысли о возможной выгоде появляются в процессе (успешного) развития.

Кстати, английская телепередача называлась «Facehooked». Думаю, без перевода всё ясно.

Часть 2. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес vkontakte.ru»

Далее, я решил сделать обзор отечественной прессы по вопросу социальных сетей. Тема ведь на самом пике популярности и про это пишут/говорят не только на Западе.

Для начала пробежим анонс соответствующего материала в «Корреспонденте», размещённом на официальном сайте. Естественно, что все «изюминки» изложены в печатном варианте еженедельника от 9 февраля 2008 года – их я приведу ниже, кое-где добавив свои комментарии. Особое внимание следует обратить не на сам анонс, а на обсуждение после – советую прочитать.

То что мне бросилось в глаза, в первую очередь, это выделение того факта, что социальные сети становятся значительной проблемой для работодателей. «Одним сети помогают обогатиться, а другим, напротив, тормозят бизнес, став настоящими «пожирателями» офисного времени. Более 70-ти британских компаний ограничили или запретили доступ к сети Facebook. Так же борются с Одноклассниками.ру в российских, украинских и белорусских компаниях, но жёстче всего действуют руководители московских фирм, где увлечение подобными сайтами в рабочее время приобретает черты массового психоза. К примеру, в компаниях Корбина Телеком и Финам соцсети заблокированы для посещения с 9:00 до 19:00.» Косвенно, это подтверждает мою точку зрения – невозможно тратить уйму времени только на поиски одноклассников (их просто не наберётся такое количество), а вот сёрфить анкеты и просматривать фотки в состоянии блаженной расслабленности – вполне.

«…люди, перешагнувшие 30-летний рубеж, – наиболее типичные представители аудитории социальных сетей. Однако всё чаще такие порталы посещает молодёжь, используя её как виртуальную беседку.» «В реальной жизни мы так редко видимся, а здесь можно посидеть, пообщаться, узнать много нового». – объясняет свой интерес к сайту 20-летняя киевлянка Екатерина Кудряшёва, офис менеджер крупного медиа-холдинга». Если бы это сказал 5-летний ребенок, я бы не удивился. Возможно, офис менеджеров недостаточно загружают работой и у них много свободного времени? Кроме того, для того чтобы узнать «что-то новое» можно почитать книгу или периодику: ничего значительного, «В Контакте» не скажут. Хотя у всех свои критерии «нового», кто на что гаразд… А в свете последних кризисных тенденций, могу обрадовать офис-менеджеров – с работы уволят, времени чтобы видеться с друзьями будет намного больше.

Я не буду воспроизводить истории про нахождение давно потерявшихся родственников (такие случаи, и это хорошо, есть и они описаны в рубрике Истории пользователей «В Контакте») или бывших жён/мужей, которых тоже можно добавить в «друзья». Зато остановлюсь на мнениях психологов, отечественных и американских. Наши, которые, видимо, недостаточно владеют вопросом влияния Интернета на психологию вообще, рассказывают про «духовную реабилитацию и моральную поддержку», которую можно найти в общении в соцсетях. Американцы же (не ограничиваясь общими фразами из учебников психологии и разобравшись с этим вопросом немного больше – на Западе соцсети начали распространяться раньше, как минимум, года на два-три) делают более радикальный (и более адекватный, как по мне) вывод: человек стал чувствовать себя живым, лишь будучи узлом некой сети, «быть всегда занятым и находиться на связи – значит жить». «В Контакте» и иже с ними действительно разводится деятельность – зашёл, проверил «личку», фото добавил/удалил, зафрендил – ты при деле, но при этом абсолютно примитивно, на уровне рефлексов. «Массовый психоз» – очень подходящее определение.

«Может, я идиот. При чём даже без слова «может». По большому счёту, это кем надо быть, чтобы в сознательном возрасте застрять на сайте (не на новостном и не порно), убивая половину рабочего времени?» И это сказал не я, а один из известных киевских журналистов. И никто не может толком объяснить, чем именно засасывает это болото. Просто, большинство сидит и шерстит друзей друзей (именно так), находя «новые лица и купальники». Феноменально, глупо и феноменально глупо.

В остальном, подобные сервисы постепенно перестают быть исключительно средством поиска людей – они развираются во всех возможных направлениях. А введение новых фич только отдаляет участников от начальной идеи, всё больше искажая (а может так и надо, кто знает?) предназначение социальной сети и представление о ней среди пользователей Всемирной Паутины. И действительно, какой смысл дальше искать одноклассников, если они уже найдены?..

Часть 3. Партия скажет – «В Контакт», комсомол ответит: «Есть «В Контакт»!»

Традиционная концовка русской сказки – «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…» – вполне соответствует ситуации, ибо все мои похождения «В Контакте» ограничились несколькими неделями – закрыл аккаунт. Не исключено, что всё дело в «жуткой непримиримости» и «оголтелом нигилизме», но что-то «не пошла» у меня эта социальная сеть. Так сказать, пожевал-пожевал и выплюнул… Ничего личного, только трезвый расчёт.

Подумаем, какую такую новизну предлагает «В Контакте». На сайте предусмотрены: составление списка друзей, создание групп по интересам, загрузка фотографий, аудиозаписей и видео, обсуждения и т.д. Но, если вы хотите поделиться с товарищами фотографиями – откройте альбом на Picasa; музыкой – Last.fm; клипами/видеороликами – лучше YouTube ничего, кажется, не придумали; хотите обсуждать и быть обсуждённым – заходите к нам в «Притон». А ещё лучше запишите: на компакт-диски свою любимую музыку, свои фотографии, видеоклипы, и обменяйтесь с друзьями-подругами (кстати, это тоже можно сделать у нас за кружечкой пива). У друзей всегда будут воспоминания о вас; к тому же это дополнительный повод повидаться.

На мой выпад любой «контактный», будет вторить создателю сервиса (хотя, «создатель» – громко сказано; идея позаимствована всё оттуда же – из-за океана, хотя мы их и не любим) Павлу Дурову, что это не основные задачи данного ресурса, а побочные. Об это говорится в мифе №5. В то же время, оевидно, «В Контакте» уже перерос средство объединения выпускников и поиска людей/друзей. И если это не так по форме, то по сути это именно такая ситуация имеет место. Постепенно, идёт смещение приоритетов – тут занимаются «кликаньем линков», осуществляемых на основе банальных рефлексов и примитивных эмоций. В самом сервисе есть группа «10 доказательств того, что нам пора завязывать с контактом», в которой очень хорошо сказано: «Разговоры с друзьями сводятся к «Ой, а ты читал прикольный пост, который он/она оставил на моей стенке?!» или «Ты точно знаешь, сколько у кого фоток, так что каждый раз, когда видишь, что число изменилось – радуешься». Очевидным и неоспоримым является тот факт, что отпадает необходимость думать и размышлять, всё до чёртиков просто – загрузил фотку, откомментил чужую, поставил смайлик на стене, вступил в группу (где поучаствовал в обсуждении своего интереса или, чаще, не поучаствовал), создал флешмоб «Кто меня любит» и радуешься – есть деятельность, пустая, не нужная, глупая, но есть. Но я так не умею: хочу что-то креативить, дискутировать, отставить свои точки зрения, оппонировать и нападать, защищаться и контратаковать – хочу думать, а это верный признак того, что не буду стагнировать и медленно сползать к примитивизму.

Вместо заключения

Я намерено ничего не говорил о таких общеизвестных нападках на «В Контакте», как «проект ФСБ» и почти ничего не сказал о секьюрности. Всё потому, что эти замечания хорошо известны разработчикам проекта и к ответам на них они хорошо подготовились в своих «Мифах» – серии обсуждений организованной самим Павлом Дуровым, наряду с FAQ и комментариями к статьям о «В Контакте», для отбития атак на свой сервис. Там «развеиваются» основные негативные мифы о сети, такие как связь с ФСБ, плагиат, будущее и настоящее сети. Изобилует критикой «несогласных» и положительными отзывами «согласных». Можете глянуть на досуге, чтобы в очередной раз убедиться в том, что и так хотели услышать.

А чтобы после этого опуса вы не сочли меня занудой и моралистом, предлагаю напоследок немного посмеяться тут!


10th Декабрь 2008 
Эдуард Отечественный 
 
Тэги: , , ,